«Вирус подмены страниц» отбирает хлеб у поисковиков и оптимизаторов

В официальном блоге Яндекса появилось сообщение о том, что по рунету ходит вирус, имеющий прямое отношение к поиску. Мало того, что к поиску, добавим мы от себя, к качеству выдачи (соответственно, недовольству пользователей и снижению доверия поисковику) и, что должно быть еще более возмутительно с точки зрения Яндекса, – вмешательству конкурирующей системы контекстной рекламы в работу поисковика. Но обо всем по порядку.

Суть действия вируса заключается в подмене страниц в результатах поисках всех популярных в рунете поисковиков – Яндекса, Google, Рамблера, MSN (Live).

Называется два варианта работы вируса:

1. Заменяет ссылку на сайт, например, найденный поисковой системой, ссылкой на какой-то другой сайт, который не имеет или почти не имеет отношения к заданному запросу. При перезагрузке страницы или повторном запросе ссылка на подставной сайт может исчезнуть.

Такая схема работает уже давно, на этом скриншоте – пример подмены ссылки, который был замечен пользователем Яндекса еще в декабре 2007 года.

Пример появления в выдаче ссылки на нерелевантный запросу сайт

Отметим, вверху скриншота можно разглядеть подпись: Hacked by Godzilla

2. При переходе пользователя по ссылке вирус переадресовывает его на другой сайт.

В этом случае пользователь оказывается совсем не там, где ожидал.

Для этого варианта примеров уйма, о них уже давно трубят пользователи, но реакция Яндекса последовала только сейчас. Причем практически во всех случаях упоминаются различные сайты РБК, на которые происходит редирект пользователя. Также постоянно в этой истории фигурирует название системы контекстной рекламы «Магна», принадлежащей РБК.

Долгую предысторию догадок и сопоставления фактов на различных рунетовских ресурсах приводить не будем. К чему пришли сотрудники Яндекса.

Сейчас в рунете сотни тысяч компьютеров заражены вирусом подмены. Один из возможных источников «заразы» – пользователь устанавливает ускоритель закачки файлов BitAccelerator от файлообменника Letitbit.net. Вместе с этой программой распространяется скрытая библиотека. При удалении самого BitAccelerator эта библиотека остается на компьютере.

Пример проверенного «касперским» файла:

Проверенный файл: BitAccelerator.exe — Инфицирован

BitAccelerator.exe/data00¬06 — инфицирован not-a-virus:AdTool.Win32.¬BitAccelerator.m

BitAccelerator.exe/data00¬07 — инфицирован not-a-virus:AdTool.Win32.¬BitAccelerator.o

BitAccelerator.exe/data00¬08/data0006 — инфицирован not-a-virus:AdTool.Win32.¬VirtualNetwork.d

Как пишет Яндекс, до недавнего времени антивирусные компании классифицировали вирусы подмены страниц как рекламный софт, не приносящий ни вреда, ни пользы.

Однако посмотрим, что происходит с поисковой выдачей на компьютерах, зараженных «рекламным софтом».

Жалоба внимательного пользователя:

«При переходе в Яндексе с результатов поиска стали время от времени вместо искомого сайта открываться разные ресурсы РБК 🙂

Наиболее часто открывается головная страница www.rbc.ru, далее следуют некоторые подпроекты вроде кредитов, podarki.rbc.ru, почта ру (или как её там…) и так далее…»

Очевидно, что такая ситуация приносит пользу только создателям вируса, но остальным — пользователям и поисковым системам — наносится вред.

Яндекс провел с антивирусными компаниями совместные обсуждения и исследования, и результатом стало признание «рекламного софта» вирусом и соответственно, как пишет Яндекс, «сейчас почти все распространенные антивирусы автоматически обнаруживают и удаляют вирусы подмены».

Один из пользователей приводит пример статистики li.ru, которая показывает, что переходы по запросу как сделать вино из одуванчиков производятся с referer’а Магны.

Схема работы создателей вируса чрезвычайно выгодна для них, потому что они получают практически бесплатно трафик, который затем продают рекламодателям в качестве контекстной рекламы. При этом сами рекламодатели зачастую не осознают бессмысленность этого трафика, который не может дать никакой практически конвертации.

Распространение вируса подмены страниц вредит, по сути, не только поисковикам и пользователям, но и оптимизаторам, которые вкладывают силы в продвижение сайтов, а в выдаче пользователей оказываются вместо клиентских сайтов различные ресурсы, не соответствующие запросу.