Отчет Яндекса о пользовательских запросах в поисковике за последние 10 лет выявил несколько тенденций: речь пользователей избавляется от мата, но не от орфографических ошибок; социальные сети вытеснили интерес к порно и знакомствам; пользователям важнее знать, как, а не что и где. Из топ-10 запросов к Яндексу 5 связаны с социальными сетями.
По августовским данным, поисковые запросы из одного, двух, трех и четырех слов встречаются практически одинаково часто. По сравнению с годом создания поисковой системы пользователи стали более многословны: в 1997 году средний запрос состоял из 1,2 слов; сейчас – из 2,5. 2,5% пользовательских запросов сформулированы в виде вопроса на естественном языке. А среди вопросительных слов, наиболее часто фигурируют «как», «что» и «где». У Яндекса даже спрашивают «как пройти в библиотеку?» — в среднем 41 раз в месяц. А вопрос «кто виноват» интересует пользователей гораздо больше, чем «что делать».
Для общения с поисковой машиной пользователи чаще всего используют существительные — эту часть речи содержат 75% запросов к поиску. Самое длинное слово, заданное в качестве запроса к Яндексу в августе 2008 года, состоит из 37 символов — гиппопотомомонстросесквиппедалиофобия (означает боязнь произнесения новых слов). Матерную лексику содержит 1,5% запросов в Яндекс (наверно, дневник нового руководители ЖЖ не индексируется)
Ошибки и искажения содержат 14-15% всех запросов. Самой распространенной ошибкой сейчас является однокласники (с одной с). Этот запрос с орфографической ошибкой входит в топ-10 запросов к Яндексу в августе 2008, хотя и встречается в 8 раз реже, чем правильный вариант. Это единственный запрос с ошибкой среди ста самых частотных поисковых запросов.
Иногда при формулировке поисковых запросов пользователи указывают желание получить (купить, скачать) что-то. Запросов с уточняющим словами скачать – 3,3%, бесплатно – 1%, купить, куплю – 0,6%.